ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В КОЛЛЕДЖЕ»

       Кардинальное обновление технического и технологического парка промышленности РК в соответствии с инновационным кур¬сом развития экономики требует совершенствования системы подготовки технических и профессиональных кадров, т.е. обозначает перед системой ТиПО новые задачи, решение многих проблем.
Системным фактором является неудовлетворительное взаимодействие ТиПО с рынком труда, крайне слабое участие работодателей в выработке содержания образования, в самом процессе обучения и поддержке организаций ТиПО, вследствие чего образуется некая пропасть между теорией и практикой и как продолжение низкий процент трудоустройства. В разное время эта проблема решалась по-разному.
В ВКО создан региональный Совет по развитию организаций ТиПО.
Особая ответственность возлагается на работу ресурсных центров, которые должны внедрять наиболее инновационные методы, приемы и системы. Колледж транспорта является одним из восьми по ВКО.
Как показывает практика, именно дуальная система доказала свою эффективность в этом вопросе. Дуальная система образования — система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности.
В рамках внедрения системы дуального обучения в этом году разработан экспериментальный рабочий план по специальности 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» квалификация 1201123 «Техник-механик», данный план согласован с УО ВКО. В этом плане на практическое обучение отводится 69% учебного времени. (В сравнение: группа 25 ТРк по новому плану, в группе 24ТРк – 49%).
Заключены семь 4-х сторонних договора (колледж – предприятие – Палата предпринимателей – ГУ Управление образования ВКО) с такими социальными партнерами как ТОО «Семавтопарк», ТОО «Таксомоторный парк», ТОО «СемАЗ» и т.д.
С целью внедрения дуального обучения в качестве эксперимента группа 44 ТР по специальности 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» прошла практику на указанных предприятиях.
Активно ведется работа для получения новой квалификации «Мехатроник». Так для этого разработаны и согласованы с Управлением образованием и Национальной палатой предпринимателей рабочие учебные планы, также готовиться пакет документов для получения лицензии на указанную квалификацию.
Конечно, необходимо отметить РОЛЬ социальных партнеров, которые участвуют в разработке ГОСО, учебных планов и программ, организуют профессиональную практику обучающихся с использованием технологической базы предприятий, проводят стажировку преподавателей спецдисциплин, участвуют в проведении итоговой аттестации (ГИАК, НОК).
Главным признаком дуальной системы обучения является равная ответственность за качество подготовки специалистов государства (в лице колледжа) и предприятия. Т.е. дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производст¬венное или практическое обучение.