Социальное партнерство – основа улучшения качества подготовки молодых специалистов.
Васильев О.А. Заместитель директора
 по учебно-производственной работе
КГКП «Колледж транспорта» г. Семей
skt_1929@mail.ru
 
Качество подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях находится в прямой зависимости от глубины полученных учащимися знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков в процессе производственного обучения и производственной практики, в том числе и на предприятиях.
Имеющийся в образовательных учреждениях инженерно-педагогический потенциал, методическое обеспечение, применение современных педагогических технологий позволяет в целом успешно осуществлять теоретическую и практическую подготовку учащихся. При этом возможности учебного заведения для отработки и закрепления практических навыков учащихся в настоящее время существенно ограничены.
Связано это с тем, что в течении многих лет образовательные учреждения практически не имели возможности обновлять оборудование учебно-производственных мастерских.
Одновременно с этим существенно ослабла роль и влияние государственных структур всех уровней в профессиональной подготовке кадров.
Более 20 лет учебные заведения Республики вынуждены были самостоятельно решать все вопросы, возникающие в ходе учебно-производственного процесса. За это время профессиональные образовательные учреждения не только не утратили своей инфраструктуры, не растеряли инженерно-педагогические кадры, но и в определенной степени за счет собственной деятельности обновили материальную базу производственного обучения.
Вместе с тем совершенно очевидно, что данная деятельность не может и не должна заменять работодателей и государство в процессе профессиональной подготовки граждан Республики.
Для развития социального партнерства необходимо проводить встречи руководителей, педагогов, учащихся техникума, представителей администрации.
По итогам встреч необходимо подготовить предложения, направленные на улучшение организации теоретического и производственного обучения, производственной практики учащихся.
На сегодня наш коллектив Колледжа транспорта заключил договора с предприятиями города и района о социальном партнерстве в деле подготовки молодых специалистов.
Мы продолжаем работать и с теми предприятиями, с которыми у нас пока нет договоров о сотрудничестве.
Сегодня, заключая договор и направляя учащихся на практику, мы в соответствии с учебной программой четко определяем какие приемы и навыки, изученные на теоретических и практических занятиях в колледже, должен отработать учащийся на производстве. Затем мы на экзамены приглашаем представителей предприятий, где эти знания закреплялись, и вместе оцениваем результаты нашей совместной работы. Таким образом, работодатель не только оценивает эффективность работы учебного заведения, но и эффективность собственного участия в процессе подготовки специалиста, тем самым уменьшается поле для взаимных претензий и расширяется для углубления сотрудничества.
Проводимая в этом направлении работа оказывает положительный эффект и на уже работающие на предприятиях кадры.
В качестве социальных партнеров все большее место занимают родители учащихся. Учитывая, что до настоящего времени получение первого профессионального образования осуществляется на средства государства.
Социальное партнерство это не только целевая подготовка кадров для данного предприятия, но и сотрудничество в иных взаимовыгодных сферах деятельности, которые влияют на качество работы учебного заведения, а, следовательно, и на качество подготовки кадров.
Привлечение наибольшего количества желающих получить специальность возможно лишь при проведении продуманной профориентационной работы и популяризации рабочих профессий.
Одним из возможных приемов социального партнерства является также организация конкурсов профессионального мастерства, где учащиеся закрепляют и углубляют полученные знания в процессе обучения; развивается творческое мышление и способность применять на практике полученные знания, умения и навыки; прививается уважение к избранной профессии.
Сегодня система профессиональной подготовки входит в период реформирования, результаты которого зависят от того, кто будет вырабатывать, и реализовывать те или иные решения, будут ли наряду с образовательным учреждением участвовать в этом процессе специалисты, которые детально знают все преимущества и недостатки в системе подготовки кадров.
Инженерно-педагогический коллектив профессионального образования готов принять самое активное участие в процессе укрепления системы подготовки кадров, ее совершенствования.
Достаточно хороший пример социального партнерства и подготовке кадров можно наблюдать в Российской Федерации, где апробированы различные методы и приемы и лучшие из них перенесены на практику, в Германии. И нам необходимо рассмотреть социальное партнерство, как профессиональное будущее в подготовке молодых специалистов нашей Республики.
Социальное партнерство в системе профессионального образования — особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, предприятиями, нацеленная на согласование и реализацию интересов всех его участников, оценка качества подготовки  специалистов.
Рыночная экономика не меняет главной миссии учреждения профессионального образования — обеспечения общедоступности и высокого качества образования, которое рассматривается не только как подготовка будущих специалистов к непосредственному труду по полученной специальности, но и как формирование навыков для непрерывного образования в течение всей жизни. Содержание подготовки должно предполагать формирование такой базы знаний, умений, навыков и личностных качеств, которая позволила бы развиваться в профессиональном плане, быть всегда компетентными, ориентируясь на конкретного работодателя, на спрос и предложения рынка труда.
Исходя из этого, основными направлениями  сотрудничества является:
  1. Реализация государственных программ по подготовке компетентных рабочих кадров и специалистов профессионального образования для предприятий города и района;
  2. Осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов по заявкам предприятий;
  3. Укрепление и развитие учебно-материальной базы колледжа.
  4. Совместная организация и проведение производственной практики студентов 2,3,и 4 курсов;
  5. Проведение квалификационных экзаменов.
Развитие социального партнерства в области кадрового обеспечения образовательного процесса может осуществляться путем привлечения к преподаванию специалистов предприятий, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства. Такие специалисты могут привлекаться для следующих видов деятельности:
  • проведение теоретических и практических занятий,
  • руководство курсовым проектированием,
  • руководство практикой по профилю специальности;
  • руководство преддипломной практикой.
Для развития нашего колледжа проблема социального партнерства приобретает актуальность, так как нам, как и любому учебному заведению, жизненно необходимо создать эффективный диалог между профессиональным образованием и предприятиями-работодателями. Социальное партнерство мы понимаем как особый тип взаимодействия образовательного учреждения со всеми субъектами рынка труда, территориальными органами управления, нацеленного на максимальную реализацию интересов всех участников этого процесса.
Совершенно очевидно, что подготовить современного специалиста невозможно в отрыве от реального производства, без обеспечения возможности знакомиться и начинать осваивать то оборудование и технологии, с которыми выпускники встретятся, придя на предприятие по окончании образовательного учреждения.
В нашем учебном заведении цель социального партнерства заключается в успешном решении основной задачи учебного заведения — подготовка высококвалифицированных компетентных специалистов, отвечающих требованиям работодателей.